Оптимальная смазка цепей
Конструкция и принцип действия цепи:
Цепи нужны для передачи движения и тягового усилия. Сегодня в технике наиболее широкое распространение нашли роликовые цепи. Цепные звенья состоят из внутренних и наружных пластин (1 и2), соединенных с помощью валиков (3). Валики внутренних пластин находятся во втулках (4), которые, в свою очередь, вставлены в ролик (5). Этот ролик позволяет уменьшить приводные усилия и износ при эксплуатации цепи.
В сборе, цепные приводы состоят из ведущей шестерни, цепи, натяжного устройства цепи и звездочки. Через ведущую шестерню тяговое усилие передается на цепь. В цепи это усилие воспринимается, во-первых, накладками, а во-вторых, валиками, находящимися в линейном контакте с втулками, а через втулки – в контакте с роликами. Само перемещение цепи осуществляется при изменении направления с помощью звездочки.
Смазка цепей:
Правильная смазка цепей существенно влияет на продолжительность работы и скорость износа. Статические исследования показали, что около 60% всех дефектов цепей объясняются неправильной или недостаточной смазкой. Для обеспечения эффективности смазки надо при каждом процессе смазки подавать в цепные ролики достаточное количество смазочного материала. При этом смазочный материал, перед тем как попасть в цепной ролик, должен пройти через узкий зазор между накладками. Расход смазочного материала при этом относительно невелик.
Смазочный материал всегда должен наноситься на кромки накладок. Смазка цепных приводов, скорость которых составляет примерно до 3 м/с, может осуществляться вручную или в капельном режиме. При этом смазочный материал наносится кистью, масленкой, аэрозольным баллоном или капельной масленкой. Смазочный материал должен наноситься на верхнюю сторону накладок. При более высоких скоростях цепей нужны автоматические смазочные системы.
Критерии выбора смазочных материалов для цепей:
Цепи никогда не работают в режиме гидрдинамической смазки как, например, подшипники. Конструкция цепей и их работа исключительно в области смешанного трения вызывают в ходе эксплуатации самые разные проблемы, такие как истирание материала в результате линейного контакта, вибрация и толчки, высокие контактные напряжения на накладках и болтах, а также влияние на работу цепи факторов окружающей среды, таких как высокие или низкие температуры, пыль, влага.
Считается, что вытягивание цепи всего на 3% приводит к выходу из строя привода. При этом необходимо либо укорачивать цепь, либо устанавливать дополнительные натяжители.
Отсюда вытекают высокие требования к качеству используемых смазочных материалов для цепей.
- Адгезионная способность. Смазочный материал не должен сбрасываться в точках изменения направления движения цепи, где могут возникать высокие центробежные силы.
- Регенерируемость. Абразивные остатки старого смазочного материала и остатки других материалов могут привести к сильному износу. Смазочный материал должен отслаивать и выводить их из сочленений.
- Стойкость к воздействию высоких температур. Поскольку решение в пользу цепного привода часто принимается из-за высоких рабочих температур, смазочный материал должен сохранять в этих диапазонах температур свою полную работоспособность.
- Защита от коррозии. Она важна для всех цепей, работающих в коррозионных условиях, во избежание образования ржавчины на элементах цепи.
- Защита от рабочих сред. Смазочный материал должен обладать стойкостью к кислотам и щелочам или агрессивным газам.
- Склонность к нагарообразованию. При повышенных температурах минеральные масла склонны к образованию остатков, которые могут заметно усиливать износ или блокировать цепной шарнир вплоть до полной неподвижности.
- Смачиваемость или проникающая способность. Поскольку места трения находятся внутри цепи, а пути доступа к сочленениям именно у малых цепей являются крайне узкими, смазочный материал для цепей должен обладать здесь высокой проникающей способностью.
- Защита от износа. Вследствие эксплуатации в области смешанного трения цепи подвержены сильному износу. Поэтому особое значение придается защите от износа. Такая защита обеспечивается путем добавки твердых смазочных материалов, таких как MoS2, графит или PTFE, которые оказывают чисто физическое действие, отделяя друг от друга пары трения, но эта защита может также осуществляться с помощью пакетов присадок, способствующих улучшению свойств поверхности.
- Совместимость с пластмассами. Цепи часто соприкасаются с пластмассами или частично изготавливаются из пластмасс, например, цепи из колец круглого сечения. Здесь необходимо следить за совместимостью со смазочным материалом.
- Гидрокапиллярный эффект. Если цепь подвергается воздействию воды, вода попадает в звенья цепи. Задача смазочного материала для цепи – во избежание коррозии не дать воде оказать влияние на цепь, вытеснив воду из цепи.
- Применение в технике пищевой промышленности. Для цепей, используемых в пищевой промышленности, пригодны смазочные материалы, на которые выданы соответствующие допуски NSF.
В ассортименте OKS Вы найдете масло для цепей, которое бы подходило ко всем возможным вариантам применения: OKS_для_цепей